Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat) wrote in wildcompany,
Дмитрий Бородин. Путешественник
pohod_vosemvrat
wildcompany

Поход Первомайское-Рощино. Вдоль "Карельского Вала" - финской оборонительной линии 1942-44 годов.

Оригинал взят у pohod_vosemvrat в Поход Первомайское-Рощино. Вдоль "Карельского Вала" - финской оборонительной линии 1942-44 годов.
В данной статье будет рассказ о финской крепости - укрепленной оборонительной полосе "Карельский Вал" ( VT-линия), и о нашем походе вдоль ее самого интересного участка, что тянется от поселка Первомайского до поселка Рощино. Здесь сохранились очень необычные сооружения - укрытия для пехоты в виде шара, а также  есть много еще чего интересного...




Ленинградская область настолько богата крепостями и оборонительными рубежами, что путешествовать по ним можно долгие годы, и маршруты все никак не будут кончаться. Поэтому так часто встречаются у туристов и краеведов походы вдоль Линии Маннергейма, Карельского Укрепрайона, Карельского Вала или Лужского рубежа - это не повторение одной и той же прогулки, как порой думают люди, далекие от туризма и исторических исследований, это путешествия по совершенно разным местам, объединенных схожей тематикой. Объектов на каждом из рубежей многие десятки, и часто они настолько разные, что походы и исследования вдоль них не имеют между собой ничего общего. "Карельский Вал" часто остается в тени более известного своего "коллеги" - рубежа под названием "Линия Маннергейма", где шли бои в 1939-40 годы, но при этом, исследовать его укрепления - ничуть не менее интересно, тем более, что он поражает своим масштабом и протяженностью: эта линия идет непрерывно от Финского залива, начинаясь в Серово, и заканчивается у Ладожского озера, где в него впадает протока из озера Суходольского, неся в Ладогу воды Вуоксинской системы.

Надо сразу отметить, VT-линия, она же Карельский Вал - принципиально отличается от прорванной за два года до начала ее возведения Линии Маннергейма. В той упор делался на очень мощные узлы обороны, стоявшие вдоль дорог, а также на легко проходимых полях, стыки между ними были слабо защищены, предполагалось, что сама болотисто-озерная местность поможет остановить там врага, да и через лес тогда Красная Армия не особо умела атаковать. В 1942 году от старой системы уже отказались, и решили сделать линию более слабую в отдельных точках, но зато совершенно непрерывную, и главное - с множеством огневых пулеметных позиций, так что уничтожение одного укрепленного узла никак не спасало наступающих солдат противника, потому что в то же место били пулеметы еще из 4-5 точек. В общем, пулеметчики финнов стали хуже защищены, но зато их стало больше. Нечто похожее было в танковом соперничестве СССР и Германии - у вермахта были мощные танки, которые трудно было подбить, наши танки были более уязвимы, но зато их было больше количество, дешевле производить, и они были маневреннее. Примерно по такому же принципу создавалась и оборона на Карельском Валу - дешевле, быстрее, больше. Это, кстати, убедительно показывает, что уже к 1942 году финны фактически вышли из войны и перешли к глухой обороне, вместо того, чтоб поддерживать Гитлера. Тратить свои жизни за идеалы нацизма - никто не собирался, финнов можно во многом упрекнуть, но только не в глупости.


Был октябрь одного из предыдущих лет, и мы отправились на Карельский перешеек, чтоб побывать в глухих лесных районах, где еще не застроили все дачами. Путь свой начали мы от станции Зеленогорск, где сели на большой автобус, идущий на Первомайское. Только так можно было уместить всю туристическую группу. В Первомайском вышли - и отсюда начался отсчет нашего пешего похода, растянувшегося почти на 30 километров




1.Гора Крепостная

Первый объект нас ждал недалеко от центра Первомайского. Исторически это место называлось Кивеннапа - было это шведское поселение, а вовсе не финское, и на Крепостной горе была крепость Кивиннеб. На другом холме стояла кирха, куда приезжали на службы жители всех окрестных деревень. Поселение было на перекрестке дорог, и недалеко от границы с Новгородской Русью, а затем с Московским государством - и имело большое стратегическое значение. От шведской крепости остались лишь руины - фундаменты каких-то каменных построек и земляные валы бастионов. Вот руины от каменных зданий крепости. Недалеко от них и фундамент дома пастора, что жил на этой же горе.






А вот здесь - склон земляного вала, весьма внушительного. Пока забираешься вверх, успеваешь нагрузиться. Скорее всего, шведы построили этот редут незадолго до Северной войны, где-то в середине 17 века.



Там же расположились и финны в 1942 году - уж больно удачное место. С высоты хорошо контролировать перекресток дорог. Здесь построили мощный бетонный бункер - артиллерийский капонир, откуда пушки сносили мощным огнем все, что появлялось на дорогах. Хоть он и разрушен, но руины его - впечатляют. По ним, если обойти все осколки, можно получить представление о размере и мощи оборонительного сооружения.





Лазать надо осторожно - бетон скользкий из-за наросшего мха, можно упасть на железные прутья внизу или осколки.
А полазать то есть где...





Укрепленный узел здесь был настолько мощным, что взять его нашим войскам так и не удалось, когда наша армия пошла в 1944 году на прорыв финской обороны. Но советская армия прорвалась южнее, и финны, чтоб не попасть в окружение, оставили Кивеннапу




2.ДОТ у дороги

Укреплений здесь много, но все охватить за день невозможно. Поэтому от Кивеннапы мы идем на юг, по шоссе, что соединяет Первомайское с трассой "Скандинавия", по которой едут к Выборгу. Вдоль этой дороги стоит еще один большой ДОТ. Выше я уже писал, что для этой оборонительной линии большие сооружения не характерны, в отличие от Линии Маннергейма. Но в особо важных местах - они все-таки встречаются.





Могучее было сооружение. Этот ДОТ находился немного в стороне от основной полосы обороны, его задача - контролировать дорогу, что соединяет два шоссе.



Почти все финские укрепления были взорваны после войны. Наверно боялись, что финны вернутся, и снова будут здесь держать оборону.



То, что не взорвалось - довольно крепкое, несмотря на разрушенный вид. Можно смело прыгать по развалинам, ничего не треснет.



У этого ДОТа мы сделали привал - попили чай и бульон из термоса, поели. Набрались сил перед большим промежутком, который надо пройти.



3.Лес. Озеро Затейливое

По мосту перешли Скандинавию, а потом пошли направо, в сторону Выборга. Несколько километров по шоссе - самое утомительное, что бывает. Но нам надо максимально быстро попасть на лесную дорогу к интересующим нас укреплениям.



Наконец мы поворачиваем налево, в лес, идем по лесной дороге, что параллельна шоссе. По пути встречаем красивое лесное озеро - Затейливое.



 И делаем там привал с купанием!



4.Линия обороны с убежищами для пехоты.

Идем дальше. Пересекаем по бревенчатому настилу речку.



И выходим к самому интересному участку, который состоит из непрерывных траншей и окопов, где каждые 20-30 метров есть бетонное укрытие для личного состава.



Окопы идут непрерывной линией.



От укрытий остались фрагменты - или бетонные входы в них, или сферическая часть, где укрывался личный состав. Все было взорвано нашими войсками, часть во время штурма, часть уже после войны.





Все, что осталось от бетонной сферы.




Особенный интерес здесь  представляют сами сферические убежища. Их делали по очень быстрой и эффективной технологии - сначала надували воздушный шар, а потом обкладывали арматурой и облепляли бетоном.



Как видите, внутри вмещалось довольно много народа.



Лес здесь весьма красив и дружелюбен...



5.Сферическое убежище в лесу

Идем дальше вдоль линии, на юг, в сторону станции 63 километр. Здесь нам удается найти уцелевшее сферическое убежище, не взорванное, не потерявшее формы.



Все, кто хотели, залезли и наверх, и внутрь.



Войти можно через одну из дыр в стене. Видимо, убежище все-таки взрывали, но не довели дело до конца, уж больно оно далеко в лесу. Решили, что и так сойдет - и в итоге оно дошло целым до благодарных потомков.



Автор статьи внутри. Довольно просторно.



6.Куутерселькя

Через некоторое время линия финской обороны уперлась в дачный массив. Пройдя его, мы выходим на шоссе, ведущее в Рощино. Поворачиваем налево, чтоб дойти до перекрестка, где отходит дорога на станцию 63 километр. Это окраина большого поселка Рощино. На перекрестке - мемориальная зона Куутерселькя. Именно здесь в июне 1944 года после тяжелых боев советские войска прорвали финскую оборону, что решило исход войны.

Замечательные люди за свой счет, не жалея сил и времени, восстановили здесь траншеи и землянки, вернув им исторический облик, и создали мемориальную зону - музей под открытым небом.





Можно найти этих людей через поиск в социальных сетях, если ввести "Куутерселькя". Им всегда нужны волонтеры-помощники в их благородном деле, так что, если есть время и желание - присоединяйтесь. Посмотрите, как здорово то, что они делают!





Дальше мы поспешили на электричку к станции 63 километр, так как темнело, и до следующего поезда потом ждать час в темноте - не хотелось. А вот пришлось. Потому что одна девушка из группы отстала. Отправив большую часть группы на поезд, втроем мы ждали ее у развилки, а дождавшись, попили чаю в последний раз на свежем воздухе, так как терять было уже нечего - поезд ушел. До следующего час - темно, холодно. Чтоб зря не стоять и не мерзнуть, прошли пешком 3 километра до станции Рощино, разогрелись и взбодрились. И там уже сели на следующий поезд. Километраж таким образом у нас оказался 29 км, а у тех, кто уехал раньше - 26. Мы обязательно сюда еще вернемся - уж больно интересные места, с прекрасным карельским лесом вокруг!

-------------

Хотите ходить с нами в походы? Присоединяйтесь!

Страница нашего туристического клуба в ВК:  Клуб Туризма "Восемь Врат"
Сайт, посвященный красивым и интересным местам Петербурга и Ленинградской области: Петербург для души и тела


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments